Общественный Фонд «NNEF»

Educational Foundation - Bridge to the Future!

Как развивают STEM-образование в Международной школе «Мирас» в Астане

Развитие STEM-образования в школах является одним из стратегических направлений работы «Фонда образования Нурсултана Назарбаева». Программа развития STEM-образования была разработана в школе «Мирас» в Астане в 2018 году. Она предусматривает интеграцию STEM-подхода как в учебные программы, так и в программы внеурочной деятельности для всех ступеней обучения от детского сада до старшей школы. «Фонд образования Нурсултана Назарбаева» оказывает поддержку школе в обновлении компьютерной и ресурсной базы. Сегодня мы расскажем, как развивается STEM-образование в школе «Мирас» в Астане.

Что такое STEM?

В аббревиатуре STEM есть четыре крупных блока: Science – естественные науки, Technology – технологии, Engineering – инженерия, Mathematics – математика. У студентов развивают естественнонаучную грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.

Интеграция STEM-подхода в образовательную программу требует кооперации учителей разных предметов (интегрированное обучение). При STEM-обучении для решения практических и бытовых задач учащиеся применяют знания из различных областей знания: физики, химии, биологии, математики, инженерии, дизайна, используют цифровые устройства и технологии.

Как внедряется STEM-подход в школе «Мирас»

• В школе проводится обучение через исследовательскую и проектную деятельность с выходом на создание конкретного продукта или моделирование процессов, связанных с решением реальных жизненных задач.
• Предметы STEM при обучении преподаются интегрировано – студентов учат находить связи между разными областями знаний.
• Создается междисциплинарная образовательная среда, ориентированная на формирование у учащихся интереса к современным достижениям в области науки и технологий.
• Делается упор на дополнительное образование (кружки) STEM: моделирование и прототипирование, робототехника и конструирование, цифровая электроника.

Как обучают науке самых маленьких детей

Воспитанников детского сада и школы «Мирас» учат быть исследователями с раннего детства по программе IBPYP - International Baccalaureate Primary Years Programme, которая охватывает возрасты с 3 до 12 лет. Важно отметить, что, при этом, в детских садах и школах «Фонда образования Нурсултана Назарбаева» программы отвечают требованиям образовательных стандартов Казахстана.

Так, воспитанники детского сада исследовали историю и особенности мест проживания человека в разных местах планеты, конструировали и строили модели древних жилищ и современных домов, используя различные материалы и ресурсы: бумагу и картон, детали различных конструкторов. А учащиеся первого класса начальной школы, в рамках трансдисциплинарной темы «Кто мы», исследовали влияние образа жизни человека на его здоровье и конструировали спортивные площадки для семейного отдыха и занятия спортом.

Какие STEM-проекты создают ученики «Мираса»

В каждом году обучения в средней школе учащиеся выполняют междисциплинарные проекты, многие из которых являются ориентированными на STEM. В школе разработана и реализуется собственная программа по предмету «Компьютерные технологии и робототехника» для учащихся 5–8 классов. С 9 класса учащиеся старших классов более глубоко осваивают языки программирования, применяя полученные знания для создания конкретных продуктов.

Итогом обучения по программе основной школы, интегрированной с программой Международного бакалавриата для данной ступени обучения (IB MYP- International Baccalaureate Middle Years Programme – 11-16 лет), является выполнение и презентация учащимися персональных проектов.

Ученики школы создали такие проекты, как 3D-модель Шёлкового Пути, компьютерные игры, дизайн экологичного автомобиля, влияние газа и угля при их использовании в отоплении на загрязнение воздуха, сравнительный анализ пластиковых и экологичных пакетов, анализ использования современных технологий для обучения игре в шахматы, проект по переработке твердых отходов.

Какие успехов добились ученики «Мираса»

Проекты по робототехнике и возобновляемой энергии учеников школы «Мирас» заняли первое место на конгрессе научных проектов «Дебют в науке» среди учащихся 8–11 классов школ города Астаны 2016-2017 годов. В 2017-2018 году STEM–команда 8-9 классов заняла 2 место на городском конкурсе. В 2022 году две школьные команды учащихся 9-класса приняли участие в ежегодной 6-ой Международной Олимпиаде «STEM Олимпиада – Инновации в Образовании» для школьников, которая проводилась на базе Astana IT университета 24-25 ноября 2022 года, и показали хорошие результаты.

Начиная с 2019 года, ежегодно в школе проводятся STEM-фестивали, в которых принимают участие все учащиеся от детского сада до старших классов. STEM-фестивали стали настоящими праздниками технического творчества, научных открытий и изобретений. Во время фестиваля учащиеся школы и гости фестиваля из других школ имеют возможность не только представить свои проекты, но и принять участие в увлекательных творческих конкурсах и соревнованиях.

Top