Самые полезные навыки для будущего детей – семинар-тренинг прошел в «Мирас» Алматы
На базе школы «Мирас» в Алматы состоялся семинар-тренинг «Процесс формирования и развития общеучебных навыков на примере опыта работы Международных школ «Мирас». В нем приняли участие специалисты из учреждений образования города, представители учреждений образования из регионов Казахстана.
Чем важен семинар
Самостоятельная работа с информацией, умение ее получать и рационально обрабатывать вне зависимости от предмета обучения — это и есть общеучебные навыки. В число таких навыков входят исследовательские, мыслительные, коммуникативные, социальные и навыки самоорганизации. Общеучебными они называются потому, что применяются во всех предметах обучения, в отличие от предметно-специфических навыков. Зачастую причина плохой успеваемости скрывается в низком уровне развития общеучебных навыков школьников.
На теоретической части в 11 секциях (по школьным предметам) обсудили организацию формирования общеучебных навыков на предметах одной образовательной области. На практической части семинара также в 11 секциях участники разработали задания, направленные на формирование и развитие общеучебных навыков по предметам.
О чем был семинар
Цель семинара: комплексное представление системы работы школы по формированию и развитию у учащихся 5 групп навыков: исследовательских, мыслительных, коммуникативных, социальных, навыков самоорганизации.
В школе «Мирас» модель компетентностного образования реализуется уже более 20 лет. Интегрированные программы, разработанные на основе требований International Baccalaureate, по которой обучают студентов в школе «Мирас», обязательно предусматривают индивидуальный подход к каждому ученику. Образовательные программы разработаны школой самостоятельно, и обновляются с определённой периодичностью, в соответствии с изменениями государственных стандартов образования и программ IB.
Помимо учебных программ, в школах «Мирас» разработана одна общая сквозная программа - Approach to teaching and learning (подходы к учению и обучению), предусматривающая целенаправленное формирование и развитие общеучебных навыков и компетенций, начиная с 3-летнего возраста и завершая 12 классом. Специальный сотрудник-координатор ATTL координирует выполнение данной программы.
Чем помогают общеучебные навыки школьникам в их будущем
Организаторы семинара-тренинга подчеркнули, что общеучебные навыки помогают студентам быть успешными в течение всей жизни, не только во время обучения в школе. При этом внедрение их в школьную программу не предусматривает отход от государственных стандартов.
«Программа обучения представляет собой продуманное содержание, стратегии, методики, которые делают образовательный процесс более качественным, подготавливают к самостоятельному развитию в течение всей жизни», - говорится в приветственной речи директора ОФ «Фонд образования Нурсултана Назарбаева» Светланы Мурзабековой.
Важно понимать, что академической успеваемости не всегда достаточно для жизненного успеха и продвижения по карьерной лестнице в целом, зачастую успех тесно связан с личным социальным и эмоциональным благополучием.
Директор международной школы "Мирас" Алматы Ирина Власянц в своем выступлении на семинаре привела пример процесса найма сотрудников в компанию Amazon. Разумеется, легко подумать, что предпочтение отдадут претендентам с самыми лучшими навыками в сфере IT.
«Из массы претендентов, а там всегда более 100 на одну позицию, выбрали претендента с гуманитарным образованием. Разумеется, у него были некоторые навыки IT. Но при этом он умел эффективно работать в команде, организовать работу, четко сформулировать цели, добиться результата. У претендента не с IT-образованием очень хорошо сформированы навыки, которые мы называем общеучебными. В школе «Мирас» обучение им рассматривается как одна из важнейших педагогических задач», - сказала она.
«По прогнозу компании Microsoft к 2025 году 65 процентов учащихся займут должности, которых ранее не существовало. Топ 10 профессий будущего требуют специализации в нескольких областях. Время узкой специализации ушло. В современных условиях уже не актуально говорить об определенном профиле школы. Поэтому в «Мирасе» действует модель self-taugh (самообучение), которая предусматривает самостоятельный выбор учеником курсов. Во всех уровнях происходит развитие и совершенствование общеучебных навыков. Вся образовательная модель, все ступени и каждый уровень способствует развитию и формированию общеучебных навыков», - сказала Ирина Власянц.
При этом внедрение общеучебных навыков курируется специальными координаторами, классными руководителями, учителями на уроках и самими учениками — такая модель позволяет более эффективно оценивать прогресс. Внедрена так называемая матрица ожиданий, в которой расписаны требования по овладению общеучебными навыками. К примеру, уже в 6 классе в рамках исследовательских навыков учащийся должен уметь находить информацию и использовать ее в своем исследовании, соблюдать правила академической честности, принимать решения по отбору информации и объяснять свои решения. В 7 классе требования усложняются. В 12 классе студенты «Мирас» являются готовыми к первому курсу университета, в результате уровень поступления в ВУЗы в школе достигает 100 процентов, демонстрируются высокие баллы в программе IB и на ЕНТ.
Родители учеников получают отдельный отчет о развитии общеучебных навыков ребенка. В нем указано на что нужно обратить внимание, указаны критерии достижений — от ниже необходимого уровня, до выше необходимого уровня. Учитель и ребенок могут сами проанализировать процесс.
Какую пользу получили участники семинара-тренинга
Участники семинара-тренинга «Процесс формирования и развития общеучебных навыков на примере опыта работы Международных школ «Мирас» рассказали о значительном интересе к программе. Их заинтересовали новые направления, которые можно применить на практике, а также возможность сравнить свой опыт с организаторами семинара-тренинга и получить новые идеи для обучения студентов. Многие из участников имеют давние связи со школой «Мирас» и наладили активное сотрудничество.
«Полученные здесь знания я могу применить на практике, поделится ими со своими коллегами. Ученики смогут получить новый формат проведения урока», - сказала учитель английского языка средней школы им. В.Г.Белинского Валентина Битюцкая.
Во время диалогов на семинаре участники провели анализ полученных знаний и планируют использовать полученный опыт в своих образовательных программах.
«Если мы раньше говорили, учитель должен идти рядом с ребенком. Но сейчас мы говорим о том, что ученик сам добывает знания. Хотелось бы получить больше опыта в этом направлении», - сказала учитель русского языка и литературы частной школы «Немере» Жаныл Абдыкалыкова.
Было подчеркнуто, что общеучебные навыки являются одним из важнейших компонентов обучения, дающим фундамент для освоения дальнейших ступеней обучения.
«Семинар-тренинг школы «Мирас» очень помог мне понять, что общеучебные навыки являются фундаментом для будущих специалистов, которые после обучения в школе приходят к нам в ВУЗы. Иногда бывает, что в университет приходят неподготовленные абитуриенты. Особенно жизненные навыки, социальные, учебные навыки — не всегда могут применять. Школа это основа всех компетенций, навыков, которые будущие специалисты получают в своем дальнейшем учебном опыте», - поделилась доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ имени Аль-Фараби Бакыт Аринова.
«Я ознакомилась с программой семинара-тренинг, мне понравились пункты про планирование. У себя в школе мы также занимаемся обучением общеучебным навыкам учеников. Мы уверены, что можем применить опыт школы «Мираса» в своем учреждении образования», - сказала учитель географии школы №193 Алматы Айша Утеева.
Представители учреждений образовании подчеркнули, что семинар-тренинг является отличной возможностью для обмена опытом.
«Новые технологии лучше всего осваивать при личном общении. Мне очень понравилась матрица ожиданий — у нас это было в голове. Но пример оформления, представленный коллегами — мы так не прописывали, это очень понравилось.
Электронное портфолио ребенка с доступом для родителей — у нас есть в бумажном варианте — я думаю, что это очень важно. Родители чаще всего заняты, но это позволяет им быстро получить доступ к работе ребенка, осознать, какие процессы происходят в голове у детей. Думаю, для родителей это важная информация», - сказал первый заместитель директора частной гимназии имени Тохтара Аубакирова из Темиртау Светлана Белкина.